Момондзии

Момондзии — в японском фольклоре ёкай в облике волосатого, звероподобного старика, которым становится долгоживущий нобусума, очень старая летучая мышь.

Согласно японским поверьям, момондзии становится долгоживущий нобусума — ёкай, которым в свою очередь становится старая летучая мышь. Это загадочное существо, которое выглядит как волосатый, звероподобный старик, бродит в глухих местах и нападает на прохожих, особенно на плачущих и непослушных детей. Момондзии появляется на дороге поздно ночью, во время сильного ветра, и каждый, кто неожиданно встретит его, почувствует себя очень плохо.

В названии момондзии скрыта сложная игра слов и каламбур. Это слово образовано из двух других: момонга и гагодзи. «Момонга» — японское слово обозначающее малую белку-летягу, но в старину момонга и мусасаби (гигантская японская белка-летяга) считались одним и тем же животным, поэтому их названия были взаимозаменяемы. Ёкай нобусума (из которого рождается момондзии) очень похож на мусасаби, поэтому иногда его называют момонга. Что касается гагодзи, то это диалектное слово, означающее чудовищного буку, который нападает на детей. Слово это в свою очередь является местным вариантом имени Гагодзэ — демона из храма Ганго-дзи. Так слова момонга и гагодзи объединились в момондзии, который наводит мысли на страшное, нападающее на детей чудище, связанное с нобусумой.

Кроме того, в эпоху Эдо существовал строгий запрет на употребление в пищу мяса некоторых животных, таких как олени и кабаны. Общее название для таких запретных животных было момондзи. Чтобы обойти этот запрет в магазинах стали продавать мясо как «лекарство», а не пищу. Назывались такие «медицинские» магазины — момондзи-я и считалось, что продаваемое там мясо отгоняет болезни. Тот факт, что ёкай момондзии похож на животное и приносит болезнь, является иронической отсылкой на момондзи и момондзи-я.

«Лекарство», что продавалось в момондзи-я, в целях маскировки не называли настоящим именем, а использовали другие названия. Например, оленина звалась момидзи или «кленовые листья», а кабанина — ботан или «пион». Эти иносказательные образы сохранились, например, в игральных картах ханафуда, где вместе изображены олень и кленовые листья, кабан и пионы. Когда Торияма Сэкиэн, который был знаком с ханафудой, впервые рисовал момондзии, то изобразил его в куче кленовых листьев, создав еще одну связь между этим ёкаем и запретом на мясо животных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *