Молочный заяц

Молочный заяц — в скандинавском фольлоре заяц-голем, созданный ведьмой, чтобы высасывать молоко у соседских коров и красть шерсть.

Верования в молочного зайца распространены в Норвегии и Швеции. Считается, что это существо, созданное ведьмой и оживлённое дьяволом, отправляется в соседские дворы и пьёт молоко из коров, после чего приносит в себе похищенное и отрыгивает в сосуд. Убить, как правило, его очень сложно и для этого требуются специальные средства.

Существует очень близкая молочному зайцу традиция, в которой сам он чаще называется троллиным зайцем. Это существо живёт в лесу, где дурачит охотников, смеётся над ними и раздражает их тем, что его совершенно невозможно подстрелить. Этот тип историй рассказывает преимущественно про мужчин, которые нарушают некий запрет, например запрет на охоту по воскресеньям. Это существо часто никак не связано с ведьмой и вроде бы никому не принадлежит. Но в части историй оно называется молочным зайцем, даже если название его — троллиный заяц, то оно всё равно может считаться похищающим молоко. Наконец, характеристики троллиного зайца те же, что и у молочного, поэтому обе традиции нередко рассматриваются в исследованиях вместе.

Пропажа молока коровой связывались ранее с ведьмовской деятельностью на территории практически всей Европы. Почти везде, тем не менее, считалось, что сама ведьма принимает другое обличье и ворует молоко или даже доит коров на расстоянии при помощи специальных колдовских средств. Наиболее типичными формами, которые принимала ведьма, были кот или птица. Относительно же зайцев наиболее древнее свидетельство сохранилось у валлийского писателя Гиральда Камбрийского XII века.

При том, что это существо известно всем скандинавским народам, кроме датчан, оно носит разные названия и по-разному выглядит. Оно может выглядеть как кот или птица, может как шар серой свалявшейся шерсти. Его названия тоже различны.

Происхождение, внешний вид и тяжёлые обязанности

Молочного зайца делает ведьма. Предметы, из которых составляется это существо, в регионах Скандинавии различаются очень сильно. Чаще всего это куски щётки или прутики из метлы ведьмы, шерсть (1023: p.67), палка, обожённая с обоих концов, спица, обёрнутая в шерсть, колготы (790: p.174). Обычно создание молочного зайца сопровождается или рассматривается как часть договора ведьмы с Сатаной. Чтобы оживить зайца, ведьма проливает на него свою кровь, сопровождая это заклинательной формулой, наиболее обычная из которых выглядит так:

Я даю тебе кровь, а дьявол даст тебе жизнь, ты будешь работать за меня на земле, а я буду гореть за тебя в аду.

Выглядит этот демонический зверь, как ни странно, вполне обычно. Его принимают за настоящего и пытаются подстрелить или убить другим способом. Только по косвенным признакам люди догадываются, что перед ними совсем не то существо, которое можно съесть на ужин.

Как нетрудно догадаться, молочный заяц похищает молоко у коров. Присасываясь к вымени коровы, он выпивает всё молоко, после чего отправляется к своей хозяйке-ведьме. Обычно заяц несёт всё молоко в себе. Считалось, что он выпивает столько, сколько в него не помещается, поэтому на пути обратно молоко из него может выливаться, оставляя молочные пятна на земле. Эти пятна в действительности представляют собой вид дрожжевых грибков. Несоответствие размера желудка и выпитого молока в схожих исландских поверьях про существо Тилбери объясняется тем, что похититель молока просто не знает и не чувствует сколько он может выпить. В шведском изображении конца XVIII века видно, впрочем, что молочные зайцы могли транспортировать молоко не в себе, а в некой ёмкости, хотя в устной традиции таких сообщений, кажется, нет.

Средства избавления

Большинство историй, в которых рассказывается как можно убить молочного зайца или навредить ему, рассказывают про охоту, а героями в них практически исключительно выступают мужчины. Большинство из них — это встреча в лесу троллиного зайца, которого подмечает охотник, но никак не может убить. В основном, эти истории связаны с нарушением какого-то запрета этим мужчиной. Например, запрета на охоту в воскресенье или касаются браконьерства. Они обычно наименее вариативны. Варианты, в основном, касаются реакций зайца на выстрелы. Тот может смеяться с охотника или вообще взлететь ввысь. Он может начать убегать несмотря на то, что охотник отстрелил ему ноги, или может быть хотя и весь в крови, за которой не видно его шерсти, но продолжать убегать и смеяться над охотником. Охотник также может стрелять множество раз, но ни разу не попасть в такого зайца. Также считалось, что стрельба по троллиным и молочным зайцам «портит» само ружье, что оно становится негодным, и из него нельзя попасть ни во что более.

Это очевидная предупредительная история о том, чем чревато нарушение запретов, но история про волшебного зайца имеет, как правило, продолжение. Человек понимает, что столкнулся с зайцем непростым, и следующий раз приходит подготовленным. Обычно считалось, что убить молочного зайца можно серебром, пулей или, как в одной датской истории, напоминающей схожую сказку братьев Гримм, серебряной пуговицей.

Убитый заяц обычно исчезает или превращается в кустик вереска или нечто подобное, а если это был ведьмовской заяц, похищающий молоко, то он превращается в кучку тех предметов, из которых он был создан. Существует пять историй из южной Норвегии и Швеции, в которых среди предметов, из которых был составлен молочный заяц, находят один, принадлежавший его хозяйке (платок, салфетка, полотенце, серебряная ложка), и таким образом её личность становится раскрытой. В некоторых историях зайца возможно зарезать ножом или даже забить до смерти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *