Фенрир

Фенрир — гигантский волк из скандинавской мифологии, противник богов, один из трех хтонических сыновей бога Локи (наряду со змеем-драконом Ёрмунгандом и богиней умерших Хель), отец волчьего племени и двух эсхатологических волков — Хати и Сколля — которые в конце времен поглотят Луну и Солнце. С наступлением Рагнарёка Фенрир выступит против Одина и убьет его, но и сам погибнет от руки Видара, сына Одина.

Именно такой может быть краткая словарная справка о самом известном волке германо-скандинавской мифологии. Однако в свете популярности этого образа в современной массовой мифологии (кино и литература в стиле фентези, видео- и компьютерные игры) ограничиваться сугубо словарным знанием как-то не серьезно. Потому обратимся к первоисточникам и попробуем разобраться, кто же он — мистер Фенрир?

Итак, как оно было…

Боги (и мы вместе с ними) узнали о Фенрире из предсказаний пророчицы Вельвы, с которой Один вел долгие беседы о судьбах мира, о его рождении и его смерти. В этих предсказаниях, в той их части, что относятся к концу времен, к Рагнарёку, мистера Фенрира доходчиво описали в качестве врага богов-асов.

Во времена Рагнарёка Фенрир будет занимать место не из последних в иерархии противников богов, коль йотуны «едут с Волком», в не Волк едет с кем-то там. Это и понятно, ведь противником самого великого Одина может быть только некто действительно выдающийся. Да, Вёльва прямо говорит, что в день гибели богов именно Фенрир станет судьбой Одина. Впрочем, тот день станет последним и для самого Фенрира, которого Видар, мстя за отца своего Одина, пронзит мечом.

Участие Фенрира в процессе реализации предсказаний Вёльвы не ограничивается одним убиением Отца мудрости. Ведь помимо прочего, Фенрир станет отцом двух волков, действия которых буквально ознаменуют конец света — поглотят Солнце и Луну.

Вообще, учитывая эсхатологический, связанный с концом света образ Фенрира, главным источником сведений о нем должно было бы быть конечно «Прорицание Вёльвы». Однако более развернутую информацию о нем мы получаем из «Видений Гюльви», основного раздела «Младшей Эдды», слагающегося из вопросов Ганглери (так представился Отцу богов Гюльви) и развернутых на них ответов Одина. Именно там мы знакомимся с происхождением Фенрира и его особенностями его бытия до Рагнарёка.

Проанализировав предсказания Вёльвы, асы пришли к выводу о необходимости деятельностного участия в судьбе апокалиптических детей Локи и Ангрбоды.

Фенрир рос и мужал, превращаясь в огромного, чудовищного волка с темно-серой шерстью, что становится черной на холке и на спине, с желтыми светящимися глазами и способностью выть так, что деревья пригибались к земле и птицы падали замертво. В итоге боги стали его просто бояться. Один лишь Тюр отваживался кормить Фенрира. Страх заставляет шевелиться и придумали асы идею — нейтрализовать Великого Волка. Для того изготовили боги цепь Лединг и стали подначивать Фенрира на предмет испытать той цепью свою силу. Испытал. Порвал. Сделали боги цепь вдвое крепче первой. В гордыне своей и славя стяжая дал Фенрир и ею себя заковать. Асы заковали. Фенрир напрягся — и разлетелись кольца цепи Дромми во все стороны.

Осознали асы открывающиеся перед ними перспективы и обратились к мастерству черных альвов. И сделали им подземные карлики не цепь из металла, но волшебные путы под названием Глейпнир: «Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичья слюна». Всего этого больше нет в мире, потому что забрав эти сути из мира, сделали карлики путы — с виду гладкие и мягкие, но никто из богов не мог разорвать их. И на глазах у Фенрира старались они Глейпнир порвать, и подзуживали Волка по всякому, чтоб ленту ту он на себя наложил.

Однако чувствовал Фенрир подвох с их стороны и согласился испытать прочность пут Глейпнир только в том случае, если один из богов положит ему в пасть свою руку. Такая вот была страховка: если, паче чаяния, не порвет Фенрир пут карликов, а асы слово свое нарушат и не снимут пут добровольно, тогда лишится заложник руки. В общем, опять только Тюр осмелился подойти к Фенриру.

Дальше все сложилось по предательскому плану асов — путы выдержали, Фенрир свалился связанный на землю… Только вот Тюр руки лишился совсем незапланированным образом.

Вот так вот поступили боги с плененным Фенриром, убоявшись убить его сразу. Впрочем, Один утверждал, что от убийства Волка их удержали иные причины: «Так чтили боги свое святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина».

Таков классический образ Великого Волка, пожалуй, главной апокалиптической персоны скандинавской мифологии — Фенрира, чье имя, кстати, происходит от словосочетания «fen-dweller» и в переводе с древненорвежского обозначает «обитатель болотных топей». Богатые на поэтические обороты Эдды также именуют Фенрира как Fenrisúlfr (дословно с древненорвежского: «Фенрир-волк»), Hróðvitnir (дословно с древненорвежского: «Прославленный волк»), Vánagandr (дословно с древненорвежского: «Чудовище реки Ван»).

К слову, скандинавская традиция кеннигов и прочих эвфемистических эпитетов периодически наводит исследователей на мысль о том, что Волк в рядах противников асов вообще-то мог бы быть в единственном числе — и им был Фенрир. А остальные (Сколль, Хати, Гарм) суть просто имена-эпитеты-функции, принадлежащие тому же самому Фенриру. Такая генерализация образа Фенрира, вероятно, имеет под собой некоторые основания. Ведь фигура связанного, до поры до времени обезвреженного противника главного божества имеет очень древнее происхождение, возможно, даже протоиндоевропейские (Puhvel, Яан). Но это все из пространства гипотетически возможного. А вот что представляется более вероятным, так это предположение о воздействии раскрывшего пасть от земли до неба Фенрира на образ «Пасти Ада», которая появляется в средневековой христианской иконографии.

Теснейшая связь с «одинической», волчьей мифологией, трагичность и драматизм «судьбы» обманутого Волка, его демонически-эсхатологический характер, символизм хаоса и зарождения нового космоса — именно с таким багажом Фенрир и вошел в современную массовую культуру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *